Многие из нас являются банковскими клиентами по пластиковым картам. Пользоваться пластиком приходится часто, в том числе для оплаты товаров и услуг в интернете. Но у каждого плательщика может возникнуть необходимость вернуть платеж, например, когда приобретенный товар в интернет-магазине не отвечает заявленному качеству. Процесс возврата называется термином чарджбэк. Из данной статьи вы узнаете, в каких случаях требуется чарджбэк, что это и как процесс осуществляется в Сбербанке.

Определение понятия

По сути, чарджбэк – это принудительная отмена произведенной транзакции по карте Visa и Mastercard. Чарджбэк в переводе с английского – это «возвратный платеж». Воспользоваться им можно при некоторых обстоятельствах:

  • при возникновении технической ошибки со стороны банковской организации;
  • при списании денежных средств в результате мошеннических действий;
  • возврат платежа за неоказанную услугу, непредоставленный товар или за товар надлежащего качества после онлайн оплаты.

На практике, процесс можно объяснить так: когда вы проводите оплату по карте в режиме онлайн, например, приобретаете товар в интернет-магазине или переводите деньги на счет физического или юридического лица, то вернуть платеж можно после проведения процедуры чарджбэк. Для того чтобы банк смог вернуть переведенные вами средства, нужно иметь доказательства незаконности оплаты. Или, другими словами, нужно составить претензию на возврат денежных средств на счет.

Обратите внимание, что процедура чарджбэк проводится между несколькими платежными системами и кредитными организациями. Поэтому процесс занимает длительный срок вплоть до 120 дней.

Как осуществляется процесс возврата

Для того чтобы вернуть деньги обратно на счет, придется обращаться в тот банк, который выпустил банковскую карту. При этом не стоит затягивать со сроками, потому что кредитная организация может отказать в возврате средств. Есть еще один небольшой нюанс: операции по карте осуществляются не сразу, а в течение некоторого времени, срок зависит от скорости информационного обмена между банками и платежной системой. Несмотря на то что платеж поступает мгновенно, он проходит несколько инстанций перед тем, как поступить получателю.

Для возврата средств через Сбербанк, нужно обратиться непосредственно в сам банк и написать соответствующее заявление. Здесь есть установленная форма заявления, поэтому достаточно скачать образец и заполнить его самостоятельно. В нем нужно указать реквизиты счета отправителя и получателя, контактные данные, суть проблемы и другие доказательства необходимости возврата денег.

Заявление будет отклонено в том случае, если клиент не сможет доказать целесообразность возврата денежных средств. Здесь каждый случай имеет индивидуальный характер, например, если клиент оплатил товар и не получил его, либо товар не соответствует по заявленному качеству, либо возникли какие-либо другие проблемы, то нужно все это подтвердить документально, свидетельскими показаниями, фото и видеоматериалами.

Далее, решение остается за кредитной организацией. Она в обязательном порядке рассматривает это заявление, потом передает данные в банк-эквайер, то есть, кредитную организацию, которая приняла платеж. Банк-эквайер, в свою очередь, передает данные в интернет-магазин или лицу, которое получило оплату. Получатель должен предоставить доказательства для опровержения претензии. На основании данных от получателя, банк-эквайер уведомляет банк-эмитент о своем решении, а он, в свою очередь, направляет данные в платежную систему, которая обслуживает пластиковую карту. В случае положительного решения со всех сторон, отправитель получает возврат денежных средств.

На практике, весь процесс длится довольно долго. Например, если спор ведется с продавцом, то срок возврата может достигать полугода, особенно когда речь идет о технически сложных товарах. К ним относится компьютерная техника, электроника и другие товары.

Обратите внимание, что ваше заявление на каждом этапе проходит тщательную проверку, так как все участники цепочки проверяют подлинность вашего заявления и целесообразность возврата денег.

Как сделать chargeback в Сбербанке

Для начала обратимся к действующему законодательству, в соответствии с которым банк не имеет права отказать клиенту в приеме заявления. Это не говорит о том, что банк гарантированно вернет деньги, но рассмотреть каждую заявку он обязан. Иногда клиент сталкивается с такой проблемой, что сотрудники банка отказывают в приеме заявления, мотивируя это разными обстоятельствами. Скорее всего, такое поведение работника связано с низким уровнем квалификации.

Для того чтобы сотрудники приняли заявление, при себе нужно иметь определенный пакет документов. В него входит:

  • паспорт;
  • выписку с банковского счета, подтверждающую факт проведения транзакции;
  • реквизиты получателя платежа;
  • доказательства необходимости возврата средств;
  • заявление, его можно скачать по ссылке http://pro-chargeback.ru/wp-content/uploads/2018/07/zayavlenie-o-spornoy-operatsii-po-karte.pdf.

Обратите внимание, что подать заявление в банк нужно не позднее, чем через 120 дней, после проведения транзакции.

Можно ли провести процедуру онлайн

К сожалению, чарджбэк в Сбербанке Онлайн не допускается. То есть, провести процедуру можно только при личном обращении в банковскую организацию. Некоторые кредитные организации действительно позволяют передать документы в режиме онлайн, но в случае Сбербанка придется обращаться в отделении самостоятельно со всеми документами, подтверждением оплаты и прочими данными, необходимыми для рассмотрения заявления.

Итак, что такое чарджбэк? Это возврат платежа на карте счет клиента, который был совершен в результате мошеннических действий или покупке товаров и услуг ненадлежащего качества. Банк не имеет права не рассмотреть обращение и не провести проверку целесообразности возврата средств на карту клиента.