В связи с финансовым кризисом в последний год количество просроченных задолженностей по кредитам возросло на 60%. Банки всячески пытаются бороться с должниками, привлекая коллекторские агентства, а они ставят перед собой единственную задачу – взыскать долг любыми способами, пусть даже не законными. Но правительство Российской Федерации обсудило новый закон о коллекторах 2016 года. Он более жестко контролирует действия агентств.

Роль коллекторов

Новые изменения

Мысль о коллекторах приводит должников в ужас и на то есть причины. Сотрудники агентств используют все возможные методы, чтобы довести заемщика до паники, при этом их не беспокоит законность своих действий. Напуганный клиент вряд ли пойдет жаловаться в полицию или обращаться в суд. Наоборот будет искать средства для погашения задолженности.

Президент РФ говорил о запрете коллектрских агентств, но постановления так и не подписал, что было мотивировано тем, что некому будет регулировать сложные отношения между кредиторами и заемщиками. За то закон о коллекторах в 2016 году вносит существенные коррективы в их полномочия и права.

Согласно новому закону коллектор обязан корректно обращаться с должником тремя разными способами:

  • телефонные переговоры;
  • встречи по предварительной договоренности;
  • с помощь письменных уведомлений.

Коллектор имеет право напомнить заемщику о просроченной задолженности и предупредить о возможных последствиях, при передаче дела в суд.

Но на текущий момент закон не вступил в законную силу, а значит, деятельность коллекторов пока не ограничена.

Явное превышение полномочий коллектора

Когда закон приведут в действие

В законе о «Потребительском займе» указано, что кредитор имеет право переуступить права требования просроченной задолженности третьим лицам, только в том случае, если это предусмотрено договором. Фактически законом не запрещено передавать персональные данные должника коллекторским агентствам.

Новый закон был принят в феврале текущего года и опубликован в начале марта. Но пока он не вступил в законную силу, а произойдет это по некоторым данным в августе. Причина отсрочки в том, что с ним должны ознакомиться сотрудники коллектроских агентств и заемщики.

Суть закона

Новый законопроект о коллекторах ограничивает деятельность сотрудников агентств, но не запрещает ее. Коллекторам нельзя давить на должника, грубить ему и оскорблять, общение должно проходить в корректной форме на доброжелательном уровне. Использовать можно любые средства связи. Но коллекторы могут обсуждать проблему просроченного долга только с заемщиком, но не с родственниками, коллегами, соседями или друзьями.

Обратите внимание: основная суть закона – это корректное обращение коллекторов с должниками.

Есть категория лиц, к которым не имеют права обращаться коллекторы:

  • инвалиды 1 группы;
  • недееспособные граждане;
  • несовершеннолетние дети;
  • граждане, проходящие лечение в условиях стационара;
  • признанные судом банкроты.

С остальными должниками коллекторы имеют права выходить на связь и решать вопросы просроченной задолженности, то есть мотивировать их закрыть долг перед кредитором. При этом вести коллекторскую деятельность могут только лицензированные организации.

Коллектор обязан представиться клиенту, сообщить данные об организации, которую он представляет. Банк, в свою очередь, обязуется поставить в известность должника об уступки прав требования просроченной задолженности третьему лицу не позднее, чем за 30 дней.

Как на практике

Пока закон о коллекторских агентствах 2016 года не принят, им никто не дает права нарушать права должника и использовать запрещенные способы взыскания долгов. Какие действия считаются неправомерными:

  1. Угроза жизни и здоровью должника и его родственникам.
  2. Порча и уничтожение имущества.
  3. Психологическое давление, словесные угрозы.
  4. Оскорбления и унижение.
  5. Сокрытие данных о сумме долга и сроках оплаты.
  6. Сокрытие данных о коллекторском агентстве.
  7. Звонки или визиты в ночное время суток.
  8. Вымогание денег.
  9. Звонки и СМС сообщения чаще, чем 8 раз в месяц.

Данный список можно продолжать бесконечно. Пострадавший от превышения должностных обязанностей коллектора должен сообщить в полицию. Привлечь нарушителя можно к административной или уголовной ответственности.

Не стоит дожидаться, когда будет принят закон о коллекторах, нужно в первую очередь защищать свои права и интересы, чтобы действия взыскателей не перешли границы.

Как должнику вести себя с коллекторами

Коллекторы не имеют права приходить домой или на работу без предварительного соглашения, если это произошло можно вызвать сотрудников полиции. По телефонному разговору трудно определить, кто на другом конце провода, возможно, это сотрудник банка, который представился сотрудником коллекторского агентства, чего он делать не имеет права. Лучше перестраховаться и позвонить в организацию, чтобы подтвердить данные сотрудника и его должность.

Должник имеет право потребовать от представителя организации все документы, отчет о его кредитной задолженности, договор переуступки прав требования, лицензию агентства.

На самом деле, должник имеет право не общаться с коллекторами, если считает это нужным, заставить его никто не может. Дело в лучшем случае закончиться в суде, если коллекторы подадут иск. Для должника эта ситуация может стать настоящим спасением, по крайней мере начисление штрафов и пени будут приостановлены.

Последствия деятельности коллектора для должника

Итак, что могут сделать коллекторы с должником 2016 года, это пока трудно прогнозировать, потому что взыскатели просроченной задолженности никогда не отличались законопослушностью и лояльностью по отношению к клиентам. Все зависит только от должника, его задача защищать свою жизнь и интересы, то есть при малейшем нарушении прав разумнее обращаться в правоохранительные органы.

Поделитесь в соц.сетях: