В природе человека – стремиться ко всему самому лучшему. Это касается работы, быта. И, конечно же, украшений. Особенно – если речь идет о таких довольно дорогих украшениях, как изделия из золота. Этот металл каким-то неведомым капризом судьбы еще на заре человеческой цивилизации стал мерилом благосостояния. Остается он таким и сегодня, спустя тысячелетия. Но если раньше его качество определяли «на зуб», то в наши дни эталоном оценки служит его проба.

Что такое проба

Если в руки неспециалисту, далекому от химии и ювелирного дела, попадет руки в чистом виде 79-й элемент менделеевской таблицы, человек будет весьма и весьма поражен. И – даже может не поверить, что этот тусклый и чрезвычайно мягкий кусочек неизвестного металла почему-то ошибочно называют золотом. То есть тем, с чем мы привыкли ассоциировать блеск, яркость, несомненную визуальную привлекательность и если не твердость, то, во всяком случае, уж никак не податливость олова. Но чистое золото, которое встречается крайне редко даже в природе, таким и является – мягким и неброским.

А свойства красоты и умения держать форму ему как раз придают примеси. Количество чистого золота в сплаве и его пропорция к другому металлу, добавленному для придания изделию определенных свойств, и является пробой. Сказать, какая проба золота самая лучшая, невозможно априори. Поскольку одни приобретают этот металл исключительно для долговечных и гарантированных финансовых вложений – и тут необходима максимальная концентрация собственно золота в сплаве. Других интересуют износостойкость и внешняя привлекательность изделия, а в этом случае оно должно быть грамотно «разбавлено» упрочняющим металлом и добавками, придающими сплаву определенный оттенок.

Системы проб

На сегодняшний день существуют четыре системы, определяющие пробы золота. Наиболее распространенные из них – две, о них и пойдет речь.

  1. Каратная система подарена миру британцами и используется не только в западной Европе, но и в США. Согласно этой системе, один карат равняется одной двадцать четвертой доле сплава. Таким образом, абсолютно чистое золото оценивается в 24 карата, а сплав, в котором на четверть присутствует другой металл, — соответственно, как золото 18 карат. В ювелирном деле используется золото следующих проб: 24, 18, 14, 10 и 9 карат.
  2. Метрическая система иначе позиционирует, какой является хорошая проба золота – она учитывает, сколько граммов чистого золота присутствует в килограмме золотого сплава. Такая система была введена на территории бывшего СССР в 1927 году и успешно используется на постсоветском пространстве и по сей день. В соответствии с ней самая высокая проба (999) у чистого золота, дальше по убывающей обозначены пробы с более низкой золотой долей в сплаве.

Отечественные пробы и их применение

Итак, 999-ю пробу наши предки с почтением назвали бы червонным золотом – именно из такого, практически чистого, металла в старину делали царские червонцы, мягкие и очень дорогие. На вес золота – эта поговорка тоже пошла из тех времен. Самая высокая проба золота являет собой слишком мягкий металл, чтобы из него можно было изготавливать украшения, а потому ювелирами она почти никогда не используется. Разве что до Октябрьской революции из такого золота отливали массивные, порядка 8—10 граммов весом, обручальные кольца – символ семейного благосостояния и родовое украшение, передаваемое из поколения в поколение.

Далее по оценке содержания золота и, соответственно, стоимости идут 958-я проба (также мягкий и тусклый сплав, не применяемый ювелирами), 750-я и 585-я. Две последние – самые распространенные и популярные на сегодняшний день. Если сравнить: проба золота 750 и 585 – что лучше, то ответ будет неоднозначным.

В 750-й, безусловно, выше содержание собственно золотого металла(75,5%) – по этой причине именно эта проба, соответствующая 18 каратам, является безусловным лидером продаж ювелирных изделий по всему миру. Эта проба широко используется еще и по другой причине – она легко поддается обработке давлением, когда на изделии требуется фигурный сгиб, филигранная фрезеровка и так далее. Цветовая гамма варьируется от множества оттенков красного до зеленых полутонов.

Проба 585 содержит существенно меньше золотой доли (62%), ее стоимость ниже, а прочностные характеристики выше. Золото этой пробы прекрасно подходит для обручальных колец и других украшений для ежедневной носки, поскольку долго не тускнеет и устойчиво к деформации поверхности (царапинам). Палитра цвета содержит в основном

Самым экономичным считается 375, но у этого сплава есть существенный недостаток – он быстро тускнеет на воздухе.

От чего зависит цвет

Многие, в том числе и люди, увлекающиеся коллекционированием золотых украшений, твердо убеждены: цвет или оттенок изделия напрямую зависит от пробы золота, из которого оно изготовлено. Это – просто широко распространенное заблуждение.

Цвет золотой вещицы зависит исключительно от материала-примеси, который добавлен к собственно золоту в данном сплаве. Это – если кратко. Подробнее об этом могут часами говорить ювелиры, рассказывая, какие именно свойства придает золотому сплаву наличие той или иной добавки и ее концентрация. Зная, какие бывают пробы золота и что  лучше для определенных целей в плане прочности сплава, можно выбирать и цвет.

Так, разные лигатуры (добавки металлов) дают различные оттенки золотому сплаву:

  • серебро придает зеленоватый тон и усиленные прочностные характеристики;
  • добавление меди придает сплаву целую гамму красных полутонов (от насыщенного «медно-красного» до нежно-розового);
  • никель привносит бледно-желтый оттенок, потому его используют для изготовления так называемого белого золота;
  • кадмий добавляет сплаву легкую зелень;
  • цинк, так же, как и никель, осветляет сплав и дарит почти невидимый светло-зеленый полутон;
  • палладий, существенно усиливающий тугоплавкость металла-сплава, дает мягкий «телесный» тон;
  • платина наиболее интенсивно из всех лигатур обесцвечивает золотой сплав и лишает оттенка желтизны.

Разное «имя» одной пробы

В советское время самой востребованной была 583-я проба – и сегодня изделия середины XX века «мэйд ин СССР» ценятся очень высоко ювелирами всего мира. По сути, нынешняя 585-я проба заводского изготовления украшений – это та же 583-я, только немного «осовремененная».

Но приход более высокой пробы в мир ювелирных изделий был не слишком радужным – в конце 80-х и начале 90-х годов рынок золота заполонили низкопробные турецкие кольца, которые по факту едва не рассыпались по истечении небольшого времени. Примерно за 10—15 лет рынок золотых украшений оттеснил недоброкачественные «поделки» турецких мастеровых в туристическую нишу этнических сувениров, а сама 585-я проба заводского изготовления с клеймами российских и украинских заводов стала достаточно высоко ценится и на мировом рынке.

Так что, размышляя, какая проба золота лучше – 585 или 583, мы всего лишь выбираем между «годом рождения» кольца или сережек: до перестройки или в постсоветское время.

Самые распространенные «золотые» цвета

Если внимательно присмотреться к любому украшению из золота, можно точно определить его «дополнительный» цвет.

  1. Белое, очень модное в последние годы, получается при помощи серебра, платины, палладия и никеля. «Экономичный» вариант в качестве лигатуры использует цинк, никель и медь.
  2. Красное в основе использует медь, плюс – немного серебра.
  3. Лиловый цвет достигается путем сочетания палладия, кобальта и алюминия с золотой основой.
  4. Синее, довольно редкий двукомпонентный сплав, достигается сочетанием золота с «обычным» железом.
  5. Зеленое – это добавка серебра и кадмия. Если же вместо них к золоту добавить теллур, получится нежный светло-оливковый цвет.
  6. Черный цвет можно получить, если к основе присовокупить никель и кобальт в определенной пропорции.

Стоит сказать, что «цветное» золото – это всегда больше дань моде, нежели вложение средств. Для настоящих капиталовложений, как и прежде, люди используют солнечный металл самой высокой пробы классического «золотого» цвета.

Поделитесь в соц.сетях: