Российская налоговая система достаточно молода. Фактически, она ведет свое начало с момента распада советского союза с его плановым подходом к вопросам получения доходов бюджета. Следовательно, наша система испытывает все трудности, присущие «подростку». Виды, способы взимания налогов, процесс исчисления варьируется в зависимости от взглядов управляющих.

В последнее десятилетие наблюдается стабилизация налогового курса правительства. В то же время не утихают дебаты по поводу введения прогрессивной ставки по подоходному налогу на доходы физических лиц нашей страны. Имущественные налоги в этом плане – относительно стабильны. Граждане могут самостоятельно планировать свои расходы по ним на довольно протяженном временном периоде.

Правовые основы

Всегда следует помнить, что налоговые системы разных стран могут круто различаться между собой по принципам построения и приоритетным направлениям. В дальнейшем, речь пойдет о российской системе.

Базовым законодательным актом, регулирующим вопросы налогообложения, является Налоговый Кодекс. В него постоянно вносятся изменения и дополнения, учитывающие динамику рынка. В нашем законодательстве существует три варианта поступления сборов от населения: федеральный, региональный и местный. Понятие «имущественный налог» включает в себя три вида, относящихся к региональному и местному уровню. Таким образом, льготы по имущественным налогам с физических лиц регулируются законодательством этих уровней. То есть в отдельных случаях, местные и региональные власти имеют возможность эти льготы изменить в сторону увеличения или уменьшения.

Для понимания налоговой тематики, надо знать базовые определения, применяемые в законодательстве. В каждом налоге различают субъект и объект налогообложения, то есть, кто платит и за что платит. Налоговая ставка – это обычно процент от денежного эквивалента объекта налогообложения. Период налогообложения – время, за которое начисляется тот или иной налог.

Транспортный налог

Автомобильный налог в России имеет свои отличия, от соответствующего налога в других странах. И главным среди них является то, что размер выплачиваемой суммы зависит непосредственно от мощности транспортного средства, указанной в его техническом паспорте. Вычисляется налог достаточно просто, поскольку весь автопарк распределен на несколько классов, каждый из которых имеет установленную стоимость лошадиной силы. В этом случае, единственной проблемой, которая делает процесс начисления налогов не достаточно комфортным, является переход между разными классами мощностей.

Второе заметное отличие — это тот факт, что в РФ все транспортные налоги, к которым в частности относится и автомобильный, считаются региональными. Это означает, что, несмотря на то, что определенная норма ставок устанавливается на федеральном уровне, эта цифра является лишь приблизительной. Каждый субъект России лично определяет и утверждает величину налога, а также порядок и срок его сдачи. Помимо этого, все регионы отдельно решают вопросы о предоставлении различных льгот. Получается, что каждый субъект Ф сам устанавливает сумму, которую будут платить хозяева автомобилей, и сам выбирает показатели, по которым эта цифра высчитывается.

Единственным ограничением полномочий является то, что размер налога на автомобиль может меняться от установленного государственного стандарта не более чем в 10 раз как в большую сторону, так и в меньшую.

С началом 2014 года автомобильный налог претерпел значительных изменений. Отныне, собственники ТС, стоимостью от 3-х до 5 миллионов рублей, обязаны платить больше. Транспортные средства не старше одного года, имеют коэффициент 1,5. Машины, возраст которых колеблется от 1 до 2-х лет — 1,3, от 2-х до З-х лет — 1,1. Для машин, цена которых находится в пределах от 5 до 10 миллионов рублей, установленный коэффициент будет увеличен в два раза, от 10 до 15 в 3 раза (при условии, что их «возраст» менее 1 года). Также, в 3 раза будет увеличен коэффициент для машин, чья стоимость варьируется от 15 до 20 миллионов рублей, если они были выпущены менее 20 лет тому назад.

В дополнение к этому Госдума разрабатывает проект, призванный ограничить покупку чиновниками автомобилей по цене свыше 3 миллионов рублей, за счет средств из бюджета. В первом чтении он получил единогласное одобрение и теперь ожидает внесения дополнительных правок.

Льготы по налогу на имущество физических лиц

Объектом в налоге на имущество будет выступать недвижимость — гаражи, квартиры, здания сооружения, в том числе и тогда, когда строительство еще не окончено. Согласно местному законодательству, список может варьироваться. В Кодексе описанию объектов посвящена 401 статья.

Известно, что на сегодняшний день граждане обязаны уплачивать налог на недвижимость, который рассчитывается по кадастровой стоимости жилья. Данная ситуация продолжится и в новом году. Однако правительство будет продолжать вносить корректировки коэффициента, влияющего на конечную сумму налога. Рассчитывается, что подобный способ налогоисчисления должен пополнить бюджет государства. Но зачастую кадастровая стоимость недвижимости напорядок выше фактической стоимости жилья.

Система новых коэффициентов при расчете налога на недвижимость в следующем году

Известно, что с нового года размер имущественного налога будет зависеть от кадастровой стоимости жилья. Такой метод максимально точно рассчитывает сумму налога, ведь подобный метод оценки приближен к рыночной стоимости недвижимости. Стоит заметить, что раньше при расчете налога на жильё применялась инвентаризационная стоимость, что позволяло существенно снижать сумму налога, которую уплачивали граждане в бюджет государства.

В следующем году сумма налога на имущества будет зависеть от некоторых параметров: поправочного коэффициента, а также налоговых вычетов. Налоговые вычеты производятся с учетом площади жилого помещения, освобождающейся от налогообложения. Так, вычеты будут составлять:

  • 10 квадратных метров — для комнат;
  • 20 квадратных метров — для квартир;
  • 50 кв. метров — для домов.

При этом каждый регион страны вправе увеличить по своему усмотрению площадь жилья, которая не принимается в расчет при назначении налога на имущества. По мнению властей, подобный метод восстановит баланс в вопросе социального равенства, следовательно, те, кто владеет большими по площади квартирами, обязаны будут выплачивать более высокий налог.

Что касается корректирующего коэффициента, то с его помощью осуществляется постепенный переход к совершенно новым способам начисления имущественного налога. Каждый год данный показатель увеличивают на 20 процентов. Подобное действие будет происходить до тех пора, пока показатель не составит ста процентов, что должно произойти к 2020 году. Следовательно, налог на имущества постепенно станет больше.

Известно, что лишь несколько регионов РФ решили принять участие в данной реформе, а значит, с 2018 года к ним при расчете налога будет применяться коэффициент, равный 0.6. Остальные же регионы будут использовать коэффициент в 0.4.

Стоит отметить, что лица, имеющие льготы, а также граждане пенсионного возраста, в 2018 году не будут уплачивать имущественный налог. Но данное правило действует лишь для тех, кто имеет в собственности лишь одно жилье. Если же собственник имеет несколько объектов недвижимости, то ему предстоит выплачивать налог по одному из объектов.

Но некоторые изменения, касаемые применения кадастровой стоимости жилья при расчете налога, вызвали негодование среди населения. Ведь она может оказаться слишком завышенной, а это, в свою очередь, станет причиной некорректного расчета суммы имущественного налога.

Создание кадастра

В создании кадастра главную роль сыграл анализ имеющихся объявлений о продаже недвижимости. По мнению чиновников, данный способ учитывает реальную стоимость жилья на рынке. Но мнение экспертов расходится с мнением властей. При создании кадастра чиновники не взяли в расчет, что при осмотре жилья покупателем могут выявляться различные недостатки в помещении, а значит, и стоимость квартиры будет снижаться. Да и расположение домов также играет немаловажную роль при назначении стоимости продажи. Существует еще множество факторов, которые на сегодняшний день играют большую роль при назначении конечной суммы недвижимости: инфраструктура, состояние линий коммуникаций и прочее.

При условии, что кадастровая оценка недвижимости, по мнению собственника, слишком завышена, требуется обращаться с исковым заявлением в судебный орган. Практика показывает, что суд зачастую принимает позицию истца, а это означает, что у каждого собственника имеются неплохие шансы добиться существенного снижения налогового платежа за недвижимость.

Что положительного и отрицательного имеется в новом принципе расчета имущественного налога

Новый принцип налогоисчисления на имущество оказывает положительное влияние на увеличение регионального бюджета. Также каждый регион вправе самостоятельно принимать решение, касаемые налоговых ставок, что позволяет установить социальное равенство среди населения.

Что касается негативного последствия, то именно метод определения кадастровой стоимости недвижимости заставляет граждан негодовать. Ведь завышенная стоимость по кадастру приводит к тому, что собственник жилья вынужден выплачивать большую налоговую сумму. Это, в свою очередь, заставляет граждан обращаться с иском в судебные органы. А судебные тяжбы заставляют тратить не только время, но и нервы, а также финансы.

Земельный налог

Земельный налог, как несложно догадаться, применяется, когда в собственности физического лица находится тот или иной земельный участок. Согласно земельному налогу в согласовании со статьей 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ, учтено снижение кадастровой стоимости в 10 т. р. для определенных граждан.

Ставки и льготы имущественных налогов

Ставки регламентируются местным и региональным законодательством. Ставки варьируются, в зависимости от региона, поэтому называть конкретные цифры ставок не представляется возможным.

Если говорить в целом, то, например, легковые автомобили с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил будут облагаться по ставке 3,5 рубля за лошадиную силу. Регион может изменить эту ставку в большую или меньшую сторону в десять раз. В Москве в 2017 году этот диапазон делят на две части – от 100 до 125 и от 125 до 150. Соответственно, первая категория платит 25, а вторая 35 рублей за лошадиную силу. Мы видим максимальное увеличение платежа для части налогоплательщиков.

Льготы

К льготам по налогу на имущество физических лиц в основном относится исключение того или иного объекта налогообложения из налоговой базы. Этими льготами пользуются определенные категории граждан. Например, его не платят пенсионеры, военнослужащие, а так же члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Важно отметить, что предоставление льготы – это не обязанность государства, а лишь возможность. Без активного участия налогоплательщика она не будет предоставлена! Гражданин, имеющий право на получение льготы (полный список дается в статье 407 части 2 НК), должен прийти в свою налоговую службу либо обратиться в нее через электронную приемную, написать соответствующее заявление, представить документы, подтверждающие правомерность получения льготы.

Например, таким документом для военнослужащего будет являться военный билет или удостоверение личности офицера, в котором прописана действующая должность. При прекращении льготных оснований гражданин должен обратиться в налоговые органы и сообщить об этом.

От платежей за транспортные средства освобождаются граждане, если их авто находится в розыске, что подтверждается документами органов правопорядка. Местные органы власти могут установить и другие льготы. Например, в Красноярском крае, его не платят Герои России, ветераны Великой Отечественной войны, пенсионеры и некоторые другие.

Что же касается платы за землю, то к льготным категориям в основном относятся организации. Физические лица, освобожденные от этой платы, – коренные народы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. На местном уровне могут быть определены и другие категории граждан.

Если обратить внимание на организации, уплачивающие данные сборы, то за землю не платят религиозные организации, тюрьмы и подобные им учреждения, организации, занимающиеся народными промыслами. Разумеется, льгота касается тех земель, которые имеют «производственное» значение для данных организаций. Полный список также опубликован в Кодексе.

Другим видом льгот является уменьшение объекта налогообложения на определенную величину. Например, при некоторых условиях можно снизить базу примерно на 10000 рублей.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что граждане должны внимательно изучать действующее законодательство, в том числе и законодательство по налогообложению. Публицистические материалы довольно быстро устаревают и теряют свою актуальность. Законодательство меняется, нужно успевать следить за его изменениями, чтобы получить льготы, которые государство обещает своему гражданину. Процесс получения льгот подразумевает активное участие гражданина. В противном случае, налог будет взыскан в полном объеме.

Поделитесь в соц.сетях: