Оплата товаров и услуг с использованием банковских счетов стала привычным делом для граждан. Практически каждый человек оценил удобство расчётов при помощи пластиковой карты. Однако преступники приспособились к изменившейся ситуации, и постоянно изобретают новые способы завладения чужими деньгами. И людям стоит знать больше о грозящей им опасности.

Что представляет собой мошенничество с платёжными картами

Злоумышленников интересует не сама карточка в физическом смысле, а информация, хранящаяся на ней. Практически всегда они ищут способ завладеть этими данными, чтобы изготовить дубликат платёжного средства, снять со счёта деньги или оплатить какой-либо товар напрямую со счёта. Для этого могут быть использованы любые ситуации, при которых карта покидает карман владельца или же сам гражданин сообщает конфиденциальную информацию. Рассмотрим наиболее распространённые виды мошенничества с банковскими картами.

Преступления, совершаемые при помощи банкоматов

Основная защита банкоматов направлена на то, чтобы грабители не смогли проникнуть внутрь устройства и забрать наличность. Но клиентов банка может защитить только их бдительность.

Существует несколько разновидностей подобного мошенничества. Самый простой – заклеивание устройства, предназначенного для выдачи купюр. Человек пробует снять с карты наличность, на мониторе появляется сообщение о том, что деньги можно забрать, но банкнот нет. При этом сзади напирают «спешащие» люди, которые громко советуют разбираться с проблемой через службу поддержки финансовой организации. Гражданин отходит от банкомата, пытается связаться с банком, а в это время злоумышленник, подошедший к устройству под видом клиента, снимает плёнку и забирает деньги.

Есть и более технологичный способ. На внешнюю панель банкомата устанавливается клавиатура, снабжённая запоминающим устройством. Оно позволяет записать пин-код. Одновременно на отверстие для приёма карта монтируется скиммер – накладка, которая считывает данные с карточки. Указанные элементы повторяют дизайн и цвет банкомата, и заметить их неподготовленному человеку непросто. Устройства мошенников могут стоять на банкомате несколько дней. Полученные данные используются для изготовления дубликатов карточек, с которых в дальнейшем обналичиваются.

Обман через телефон

Большинство клиентов банков тем или иным образом «привязывают» к счёту свой номер смартфон. На мобильный регулярно приходят уведомления об акциях, выгодных кредитах, поступлениях на счёт и списаниях денег. Это удобный способ взаимодействия с финансовой организацией.

Мошенничество с банковскими картами по телефону часто протекает по следующему сценарию: человеку приходит СМС о списании крупной суммы или о блокировке счёта. В сообщении указывается номер телефона, по которому можно получить справочную информацию.

Преступники пользуются тем, что люди больше обращают внимания на текст сообщения, а не на отправителя. Они звонят по указанному номеру, где собеседник представляется сотрудником банка. В ходе разговора клиенту предлагают сообщить номер карты и пин-код, чтобы уладить недоразумение и разблокировать карту или отменить снятие средств.

Другая разновидность этого преступления – использование автоответчика. Гражданину звонят и предлагают пройти проверку, которая вызвана, например, попыткой проникновения в информационную систему банка. Пользователь считает, что говорит со стандартной программой, которая знакома клиенту любой финансовой организации. Далее гражданин проходит «проверку данных», в ходе которой вводит на телефоне номер карты и пин-код к ней.

Кража данных

Мошенничество с использованием платежных карт не всегда сопряжено с применением изощрённых схем или специального оборудования. Сегодня безналичные платежи могут проводиться в любом магазине или кафе, где есть соответствующий терминал. Персонал не всегда получает достойную зарплату и может польститься на доход от незаконного «бизнеса».

Продавец или кассир просит клиента передать ему карту для проведения платежа. Ему требуется всего пара секунд, чтобы сфотографировать данные, нанесённые на карту. Далее нужно только подсмотреть и запомнить пин-код. Полученные сведения продаются оптом преступникам, которые массово снимают средства с банковских счетов.

Обман через сайты объявлений

Это относительно новый вид мошенничества с банковскими картами. Суть его заключается в том, что злоумышленники обращаются к гражданам, разместившим объявление о продаже, под видом покупателей. Мошенник сообщает жертве, что живёт в другом городе, но согласен на пересылку товара почтой. Или готов забрать вещь через несколько дней, а сейчас хочет перечислить задаток продавцу, чтобы тот не рассматривал другие предложения.

Появляется проблема с переводом средств. Банк не снимает деньги по какой-то технической причине, требуя больше информации о получателе средств. Постепенно жертва выдаёт всё больше конфиденциальной информации. Продавец никак не может получить деньги. И он предлагает альтернативный вариант: «покупателю» будет переведена сумма в 10 рублей для проверки. А потом он их сам вернёт. Человек не замечает подвоха, ведь это слишком маленькая сумма для такой долгой аферы. Когда он стоит у платёжного терминала и говорит по телефону со злоумышленником, тот предлагает сообщить оставшиеся данные, например, пин-код. А иначе платёж совершить невозможно.

Махинация с банковской картой в данной ситуации направлена на установление личного контакта между преступником и его потенциальной жертвой. Хотя эти люди никогда не встречались, у продавца подсознательно формируется образ клиента, с определённым характером и проблемами. Кроме того, человека помещают в стрессовую ситуацию, когда ему хочется быстрее разобраться с имеющейся проблемой, получить деньги и закрыть сделку. В таком случае критическое мышление притупляется.

Опасность интернета

Ранее мошенники использовали фишинговые сайты для получения нужных сведений. Внешний вид полностью повторяет дизайн сайта известной торговой компании или магазина. Но электронный адрес отличается на несколько букв. Пользователей стараются стимулировать к покупке акциями или крупными скидками. Введённые данные будут использованы для противоправного снятия средств со счёта.

  1. Сегодня чаще используются вирусные программы. Большинство людей не желают платить за лицензионный софт, предпочитая надеяться на удачу. Вирус попадает на компьютер при загрузке музыки, фильмов или иного контента. Или даже при посещении сомнительного сайта. Далее программа высылает его создателю все данные, вводимые пользователем компьютера. В том числе и сведения о банковской карте.
  2. Также распространены поддельные письма от различных организаций, которые поступают на электронную почту. Рассылка имитирует корреспонденцию от банка или, например, от следственного комитета. Гражданину предлагают сообщить данные о своей карте в связи с совершённым преступлением или в связи с иной серьёзной ситуации.
  3. Для получения требуемых сведений мошенники используют различные психологические приёмы. Например, человеку угрожают блокировкой карты или предлагают проехать в неудобное время для написания официального заявления. Многие стараются избежать бюрократической волокиты и пытаются отделаться от проблемы быстрее. Что и приводит к печальным последствиям.
  4. Альтернативным вариантом такого письма является сообщение о выигрыше. Гражданин где-то платил свой карточкой и теперь ему полагается денежный приз за почётное второе место. Нужно только предоставить некоторые данные для перевода. Желая быстро обогатиться, человек вводит сведения в представленную форму, предоставляя их мошенникам.

Как защитить свои деньги?

Чтобы не стать жертвой недобросовестных граждан, следует соблюдать ряд простых правил. Рассмотрим основные:

  1. Никому не следует сообщать полные данные своей карточки. Пользователь обладает сведениями о номере платёжного средства, состоящего из 16 цифр, дате окончания действия, коде CVC и пин-коде. Перечисленная информация не требуется ни правоохранительным органам, ни банкам, и кому-либо ещё. Только мошенникам.
  2. При оплате товаров, услуг или работ не следует упускать из виду карточку. Нужно смотреть за манипуляциями, которые проводит продавец. Лучше всего собственными руками вставлять платёжное средство в считывающее устройство, не передавая его другим.
  3. Установить на компьютере антивирусную программу. Если покупка товаров в интернете стала для человека обычным делом, то ему следует обязательно обзавести средством для защиты конфиденциальных данных. Лицензия для физических лиц стоит недорого, но это позволит сэкономить нервы и деньги в дальнейшем.
  4. Пользоваться банкоматами лучше в местах, оборудованных системой видеонаблюдения и находящихся под охраной. Например, в торговых центрах или непосредственно в банках. На таких объектах преступникам очень сложно устанавливать и снимать свои приспособления.
  5. Не доверяйте странным письмам на электронной почте, не пользуйтесь услугами незнакомых сайтов, которые предлагают выгодные скидки. Если вы не знаете ничего об отправителе письма, то лучше не переходить по ссылкам, размещённым в нём.
  6. Если возникла проблема с получением средств в банкомате, пришла СМС о блокировке карточки или звонит автоответчик и требует номер карты, то следует незамедлительно перезвонить в банк. Телефоны горячей линии всегда доступны на официальном сайте.
  7. В случае утери карточки или при обнаружении непонятных списаний денег со счёта, человеку следует сразу обратиться в финансовую организацию для блокировки платежей. Лучше потерять время из-за бюрократии, чем собственные деньги.

Преступники постоянно изобретают новые способы мошенничества с банковскими картами. Поэтому владельцам этих платёжных средств следует сохранять бдительность и не надеяться на то, что представители банка возвратят украденные деньги. Приведённые рекомендации позволят не стать жертвой обмана.

Поделитесь в соц.сетях: