Рыночная экономика оказывает непосредственное влияние не только на развитие бизнеса, но и на жизнь простых людей. Каждому предпринимателю необходимо учитывать все правила и законы современного рынка. Одной из основных составляющих предпринимательской деятельности является систематическое исследование рынка. Это правило действует как для новичков в данной сфере, так и для опытных бизнесменов, работающих в течение многих лет. В данной статье мы предлагаем рассмотреть пример маркетингового исследования рынка и обсудить порядок проведения подобных мероприятий.

Маркетинговое исследование рынка: пример

Маркетинговое исследование рынка – это процесс оценки, определения, моделирования и прогнозирования изменений в рыночной среде и в сфере деятельности анализируемой компании

Для чего необходимо маркетинговое исследование

Порядок проведения маркетинговых исследований зависит от конкретной задачи, преследуемой бизнесменом. Как правило, подобные мероприятия проводятся с целью определения новых товаров, что будут востребованы у покупателей. Изучение рыночных изменений позволяет узнать о том, какие стратегии используют конкуренты и своевременно реагировать на перемены во вкусах потребителей. Главной целью такого анализа является увеличение дохода компании за счет освоения новых рынков.

Проведение маркетинговых исследований позволяет выявить подводные камни, свойственные выбранному рыночному сегменту. Прогнозы рыночного развития строятся на тщательном анализе актуального состояния экономики. Подобные мероприятия позволяют протестировать выбранную нишу для того, чтобы определить конечную стратегию, которая будет применяться для развития бизнеса.

Одним из важных направлений маркетинговых исследований является анализ научной и технической сферы. Своевременное инвестирование в данном направлении позволяет получить крупные суммы денежных средств. Для того чтобы лучше понимать вышесказанное, приведем интересный практический пример. Сорок лет назад люди не думали о том, что спустя всего несколько десятилетий, привычную фотопленку заменят цифровые технологии. Стремительное развитие «цифры» стало настоящим потрясением для многих предпринимателей. Отказ от проведения маркетингового анализа или ошибки в прогнозах стали причиной того, что многим компаниям, работающим в данной сфере, пришлось закрыться. Вместо них появились новые «гиганты», которые сделали ставку на развитие цифровых технологий.

Что именно изучают маркетологи

Каждый человек предъявляет ряд определенных требований к каждому продукту. Большая часть этих требований выражается в виде экономических и технических показателей. Однако требования к вкусовым качествам невозможно выразить конкретными цифрами. Вкусы людей зависят от возраста, религиозных убеждений, культурных традиций и других важных факторов. Главной задачей маркетологов является выявление принципов, что используют потребители при выборе конкретной товарной продукции.

Грамотный подход к данному процессу позволяет значительно увеличить доходность бизнеса. В качестве примера можно привести одного из известных европейских производителей строительных материалов. Начиная вхождение на азиатский рынок, данная компания полностью изменила цветовую гамму своих товаров. Проведенные маркетинговые исследования показали, что жители азиатских стран предпочитают зеленый цвет. Такой подход позволил данной компании значительно увеличить количество своих клиентов за счет успешного вхождения на новый рынок.

Важно отметить, что производственные компании имеют непосредственное влияние на вкусы и потребности потенциальных клиентов. Грамотно построенная рекламная кампания позволяет сформировать у целевой аудитории новые вкусы. Стимулирование продаж является одним из главных процессов коммерческой деятельности. Для этой цели применяется множество различных методик, что позволяют воздействовать на сознание потребителей. Ниже мы предлагаем рассмотреть основные задачи маркетинга на конкретных примерах.

Маркетинговое исследование рынка: пример

Маркетинговый анализ проводится посредством исследования статистических и экономических данных, а также других важных аспектов и явлений рынка как поля деятельности предприятия

Развитие и ситуации на рынке

Как правило, большинство производственных компаний интересуются структурной составляющей выбранного сегмента и тенденциями развития. Существуют специализированные консалтинговые агентства, занимающиеся подобными исследованиями. Важно отметить, что стоимость услуг подобных фирм может показаться довольно высокой для начинающего предпринимателя. Программа рыночного анализа должна включать в себя следующую информацию:

  1. Размер сегмента, выбранного предпринимателем.
  2. Информацию о региональном распределении клиентов.
  3. Сведения о ключевых конкурентах и их планах развития.
  4. Данные о самых востребованных товарах и их стоимости.
  5. Информацию о силе воздействия различных рекламных инструментов.

Здесь следует отметить, что в каждом случае проводится индивидуальный анализ, основывающийся на учете различных факторов. В данной сфере не существует универсальных решений, которые могли бы использоваться в различных случаях. Эксперты отмечают крепкую взаимосвязь между характеристиками товара и направлением бизнеса. Результаты подобных исследований представлены в виде отчетов из нескольких сотен страниц.

Такие отчеты включают в себя информацию об основном объекте исследования (услуга или товар), а также структуре рыночного сегмента в отдельном регионе. Помимо этого, в отчетах приводятся сведения об общем состоянии рынка и тенденциях будущего развития. Отдельный раздел отчетов посвящается аналогичным предприятиям. В маркетинговых отчетах должна быть представлена информация о технологиях, что используют конкуренты и их производственных мощностях.

Изучение спроса на товар

Данный вид анализа является одной из составляющих исследования рынка. Как правило, подобная цель устанавливается при внутреннем изучении рыночных изменений. Для примера рассмотрим деятельность компании, занимающейся изготовлением средств бытовой химии. Такие изделия приобретают как обычные граждане, так и различные организации. Проведение сравнительного анализа выпускаемого товара и продуктов конкурентов позволяет определить преимущества и недостатки собственного бизнеса. С помощью этой информации можно определить дальнейшие пути развития предприятия.

Многие начинающие маркетологи допускают весьма грубую ошибку, уделяя повышенное внимание динамике изменений в объемах продаж в рамках одной компании. Такой подход может привести к получению неактуальных данных. При проведении сравнительного анализа необходимо учитывать общие тенденции рынка. Если динамика продаж конкретной компании имеет различия с общей динамикой рынка, предпринимателю необходимо тщательно проанализировать свой бизнес. В некоторых случаях подобный анализ позволяет открыть новые горизонты, недоступные для конкурентов.

Изучение потребительского спроса на средства бытовой химии позволяет дать оценку перспективности этого направления. Если выбранная сфера имеет высокие перспективы дальнейшего развития, то предприниматель может увеличить количество инвестиций в расширение своего бизнеса. Эти действия позволяют многократно увеличить доходность компании и её финансовое положение.

Маркетинговое исследование рынка: пример

На результаты маркетингового исследования рынка могут оказывать влияние различные факторы, которые приходится учитывать при работе

Эффективность рекламной политики

Каждый бизнесмен понимает, что реклама является одним из главных инструментов развития бизнеса. Крупные зарубежные компании тратят десятки миллионов долларов для продвижения своих товаров. Как правило, подобные методы используются при продвижении на рынке продукции массового спроса. Нужно отметить, что далеко не всегда данные методы позволяют достигнуть желаемого результата. Маркетинговый анализ, направленный на изучение эффективности различных рекламных инструментов, позволяет не только увеличить объемы продаж, но и значительно уменьшить сопутствующие расходы.

Такой анализ подразумевает создание фокус-группы, которая будет принимать участие в проведении исследований. Для каждого участника фокус-группы создается специальная анкета, куда заносятся полученные результаты. Главной задачей исследователей является тестирование эффективности аудиозаписей, видеороликов, рекламы в интернете и классических буклетов. При выборе конкретного рекламного инструмента учитываются характеристики продукции или услуги.

Внешнеторговые исследования

Здесь нужно отметить, что внешнеторговый маркетинговый анализ является самым дорогим видом исследований. Это объясняется тем, что в таких мероприятиях участвуют опытные аналитики, изучающие мировые тенденции рынка. Многие предприниматели думают о том, что подобные услуги предоставляют только зарубежные специалисты. Однако многие отечественные эксперты в сфере анализа могут предоставить качественный отчет, содержащий необходимые сведения.

При изучении зарубежного рынка очень важно уделять достаточное внимание традициям и предпочтениям иностранных потребителей. Важно отметить, что большинство зарубежных потребителей рассматривают Россию исключительно как поставщика сырьевых материалов. Подобные предрассудки и стереотипы значительно осложняют процесс освоения иностранных рынков отечественными производственными компаниями. Для того чтобы упростить этот процесс, необходима помощь иностранных контрагентов.

Что эффективнее: самостоятельное маркетинговое исследование или работа с профессионалами

Практика показывает, что даже крупные организации, имеющие в своем штате собственный маркетинговый отдел, часто обращаются в сторонние консалтинговые агентства. Как правило, такой подход используется при подготовке к реализации крупного инвестиционного проекта. Обращение в несколько агентств позволяет получить большое количество аналитических данных. Помимо этого, существуют агентства, специализирующиеся в узких направлениях. Стоимость услуг таких агентств значительно ниже в сравнении с крупными консалтинговыми фирмами.

Важно понимать, что привлечение специалистов для всестороннего изучения рыночных тенденций стоит довольно дорого. Небольшие компании редко могут позволить себе подобные услуги. В этой ситуации более целесообразно создать собственный маркетинговый отдел. Данная рекомендация действует лишь в тех ситуациях, когда компания нуждается в регулярном отслеживании рыночных изменений. В том случае, если подобный анализ проводится всего несколько раз в течение пяти лет, то создание нового подразделения не имеет смысла.

Маркетинговое исследование рынка: пример

Маркетинговое исследование включает в себя комплексные меры по изучению рынка товаров и услуг

Как самостоятельно провести маркетинговое исследование

Информация о порядке проведения самостоятельного маркетингового исследования представляет высокую важность для начинающих предпринимателей. Как правило, новички в этой сфере имеют ограниченный бюджет. Ниже мы предлагаем рассмотреть основные мероприятия, которые необходимо выполнить при подготовке к старту нового бизнеса.

Составление плана

В первую очередь необходимо составить список вопросов, на которые потребуется найти ответы. Грамотно составленный план маркетингового исследования представляет собой перечень вопросов, разделенных на отдельные группы. Из этих групп формируются разделы итогового отчета. Среднестатистический план маркетингового анализа включает в себя следующие разделы:

  1. Анализ общего размера рынка и тенденции развития.
  2. Исследование конкретного сегмента с выделением важных факторов, имеющих ключевое влияние.
  3. Анализ деятельности конкурентов.
  4. Изучение состояния экономики.
  5. Исследование порядка распределения товарных групп.
  6. Изучение эффективных методов рекламы.
  7. Изучение основных потребностей потенциальных клиентов.
  8. Определение главных тенденций среди потребительских групп.

Анализ и получение результатов

Социологические исследования имеют высокую важность для каждой сферы предпринимательства и коммерции. Достичь успеха на товарном рынке можно лишь при тщательном изучении выбранной сферы. Компании, нацеленные на постоянное развитие, заказывают несколько крупных исследований в течение года. Информация, собранная в результате опроса фокус-группы, должна быть тщательно проанализирована и отредактирована в соответствии с нуждами предпринимателя. После этого проводится дополнительный телефонный опрос людей, которые приняли участие в первичном анализе. Все анкеты должны быть тщательно отредактированы и распределены согласно базовым принципам.

Данные, полученные в результате анализа, должны вноситься в специальные программы, предназначенные для составления статистики. Человеку, проводящему подобные мероприятия, важно учитывать количество показателей, использующихся при изучении выбранной сферы. При наличии нескольких переменных необходимо изучить каждый показатель отдельно.

Оценки итогов и выводы

Программы для проведения маркетинговых исследований позволяют упорядочить полученные сведения. Такие приложения позволяют не только оптимизировать рассматриваемый процесс, но и многократно ускорить подготовку статистики. Обработанные данные используются при составлении итогового отчета. Этот документ может быть представлен в электронной или бумажной форме. В подобных отчетах приводятся не только полученные результаты, но и перечисление различных методов, что применялись для сбора данных.

Маркетинговое исследование рынка: пример

Маркетинговое исследование рынка затрагивает множество факторов, влияющих на состояние рынка

Готовые примеры маркетинговых исследований

В сфере маркетинга отсутствуют универсальные инструменты, которые могут использоваться в различных случаях. Конкретный метод сбора аналитической информации зависит от характеристик объекта исследования. Ниже мы предлагаем рассмотреть пример проведения маркетингового анализа, посвященного продаже канцелярских товаров.

В первую очередь необходимо поставить главную цель, ради которой проводится данное мероприятие. На основе этой цели будет выбраны конкретные инструменты и методики, что будут применяться в дальнейшей работе. На начальном этапе необходимо выявить общее количество компаний, работающих в данной отрасли и основных конкурентов. Следующим важным этапом является изучение качества товаров, представленных на рынке.

После получения вышеперечисленных данных, необходимо перейти к серии потребительских опросов. На этом этапе необходимо тщательно проанализировать спрос потребителей на продукцию местных и зарубежных производителей. На основе полученных сведений вычисляется перспективность выбранной отрасли.

Вышеперечисленные деятельности являются основой маркетингового анализа. Такой анализ базируется на сборе аналитической и статистической информации. Человеку, проводящему подобные мероприятия, очень важно правильно интерпретировать полученные сведения.

Выводы (+ видео)

В данной статье мы рассмотрели вопрос о том, как проводится маркетинговое исследование, готовые примеры и базовые основы статистического анализа. В заключение необходимо отметить, что полученные сведения оказывают непосредственное влияние на развитие бизнеса. Если подобные мероприятия выявляют низкие перспективы развития выбранного сегмента, то предпринимателю более целесообразно перенаправить свой капитал в другие направления.

Поделитесь в соц.сетях: