Пользуясь участком, категория которого определена как сельскохозяйственное назначение, владелец нередко желает изменить юридический вид земли. При попытках осуществить задуманное он может столкнуться с отказом, так как его земля относится к угодьям.
Анализ земельного законодательства поможет не оказаться в подобной ситуации, определить, какие земли сельскохозяйственные угодья включают в себя, и почему на сделки с ними распространяется особый порядок разрешения и оформления.
Содержание статьи
Что такое сельхозугодья
Среди всего земельного фонда РФ в отдельную категорию выделены сельскохозяйственные угодья. Имея по закону особый статус, оборот данных земель и распоряжение ими проводится по исключительным основаниям, и регулируются отдельными правовыми актами (101 ФЗ).
К угодьям (ст. 79 ЗК) отнесены земли, отведенные под:
- пашню, к которой относятся обрабатываемые земли и участки, стоящие под паром, то есть временно отдыхающие;
- пастбища;
- сенокосы;
- выращивание особых видов многолетников (виноградников, фруктовых садов, растений, над которыми проводятся исследования и т.д.);
- залежи – земли, которые не используются или в их отношении введен запрет ввиду консервации.
Часть земельных угодий официально участвует в государственных и частных научных и опытных программах, а также как производственные площадки получения продукции сельского хозяйства. Такие земли подлежат государственной защите, за наделами закрепляется один вид разрешенного использования и производится контроль над его соблюдением.
Если возникает необходимость изменить категорию в отношении угодий, то получить положительное решение крайне сложно. Если кадастровая стоимость оценивается выше средней по региону, то практически невозможно, так как закон это запрещает.
Такой строгий контроль над данным видом земель связан с тем, что они относятся к национальным богатствам, от сохранения их качества зависит дальнейшее развитие сельского хозяйства в масштабах страны.
Балл бонитета – важная характеристика земли
С введением необходимости кадастрового учета всех земельных ресурсов страны, широкой публике стал известен узкоспециализированный термин – «бонитировка». Он произошел от латинского слова «bonitos». В дословном переводе термин означает «добро» используется при оценке участков.
Применительно к земле, бонитировка расшифровывается, как определение доброкачественности почв, выявление уровня их плодородия. Единицей измерения при процедуре является балл бонитировки. Чем он выше, тем качественнее земли и выше их ценность для применения в сельском хозяйстве. Предел мерной шкалы приравнен к 100 баллам.
При исследованиях учитывают нахождение земель, их принадлежность к климатическим зонам. На основе полученных баллов происходит сравнение разных наделов со сходными условиями расположения и за одинаковый период времени.
При определении кадастровой стоимости сельхозземель данный показатель имеет основополагающее значение. Второй критерий кадастровой оценки – экономическая ценность участка. Оценке подвергаются:
- продуктивность и урожайность угодий, относительно вида их использования;
- процент окупаемости вложений (валовые показатели);
- процент чистого дохода, который можно получить.
Бонитировка влияет на каждый из показателей, так как менее плодородные почвы автоматически являются менее ценным экономически. Полученные результаты позволяют:
- планировать развитие сельскохозяйственных производств;
- оценивать эффективность текущего использования угодий;
- определять рациональность текущего использования земли;
- устанавливать рыночные цены на продажу и аренду наделов, а также влиять на налоговые ставки.
При необходимости изменить категорию земли, если она причислена к сельскохозяйственным угодьям, балл бонитета не должен превышать средний балл, зафиксированный в данном субъекте РФ.
Обстоятельства, ухудшающие качество сельхозугодий
На всей территории РФ в настоящее время зафиксировано ухудшение качества земельного фонда. К основным обстоятельствам, отрицательно сказывающимся на качестве сельхозтерриторий можно отнести:
- Результат деятельности человека, который наносит прямой вред почвам.
- Отсутствие внимания к части земель.
- Природные факторы, меняющие качество земель в худшую сторону, с течением времени.
- Катастрофы техногенного и природного характера.
Последствия аварий ощущаются сразу, особенно связанные с утечкой радиационных и химических соединений. Пораженные площади своевременно консервируются, и процесс их восстановления может растягиваться на десятилетия. Деятельность человека не так заметна, однако вреда почвам может нанести не меньше.
Основными факторами наносимого ущерба в этой сфере являются:
- потребительское отношение, когда земли используют до тех пор, пока почва способна выдержать сельхозработы, не соблюдая экологических норм, севооборота и агротехники, не восполняя отданные почвой минеральные и органические вещества;
- отсутствие рекультивация нарушенных земель;
- организация на земле разнообразных свалок и предприятий, побочным эффектом которых является загрязнение почв и водоемов, без использования очищающих технологий;
- активное использование в сельском хозяйстве пестицидов и другой химии, убивающей культурный почвенный слой;
- нарушение экосистем, обоснованное необходимостью создания инфраструктуры – дорог, газо- и нефтепроводов, линий ЛЭП, без последующих работ по восстановлению природы.
Равнодушие к земле, как к ресурсу, который имеется в достатке, приводит к тому, что пригодные для использования участки сокращаются ежегодно. Заброшенные земли, которым не уделяется внимания, разрушаются самой природой. Происходит:
- ветровая эрозия;
- вымывание плодородного слоя, образование оврагов;
- заболачивание участков;
- опустынивание почв.
Последствия наличия этих факторов характерны тем, что восстановление земли после их воздействия проходит крайне медленно. В результате, количество пригодных участков сокращается, при этом борьба с природными явлениями находится явно на недостаточном уровне.
О возможности и невозможности перевода участков из сельхозугодий в другие категории
Правовые нормы допускают смену категории земли, даже если это сельхозугодья. В отношении последних процедура не запрещена, но проводится только в виде исключения.
Разрешение на смену категории можно получить, если процедура необходима:
- для консервации, в результате которой прекращается оборот и производится восстановление почвы и её плодородия;
- при организации природоохранных зон, или включения участков в зоны особого назначения (например, в рекреационные ресурсы);
- в результате градостроительных изменений, увеличением границ и при образовании новых населенных пунктов;
- при необходимости строительства зданий и сооружений промышленного или социального назначения (смена допускается при низкой кадастровой стоимости надела в сравнении со средней по субъекту, а также в случаях, когда выбранное место является единственно возможным);
- при освоении сельхознепригодных участков, путем включения их в фонды (лесного, водного и т.д.);
- при ситуациях, когда на участки приходится запланированное строительство объектов инфраструктуры (разрешено только, при одновременной рекультивации почв);
- при необходимости отчуждения для использования под строительство объектов обороны государства, а также для сохранения безопасности страны, согласно законодательству РФ и международных обязательств;
- при необходимости обработки участка для получения полезных ископаемых (разрешено только совместно с обязательствами по рекультивации).
Даже на такие исключительные условия смены категории наделов закон накладывает дополнительные ограничения. Если земля ценная в продуктивном или денежном эквиваленте, или её стоимость более чем на 50% выше средних кадастровых показателей по региону перевод допустим только в случае крайней государственной необходимости.
Отказ будет получен также в том случае, если:
- хотя бы одна из экспертных комиссий откажется одобрить проект;
- проект составлен в нарушении действующего законодательства;
- документация, переданная на рассмотрение, содержит ложную информацию;
- конечный результат изменений войдет в конфликт с градостроительными планами субъекта РФ и планами развития территории округа.
Если лицо считает, что необходимость перевода обоснована, то следует готовиться к длительному процессу рассмотрения своего проекта, включающему тщательную подготовку документов и ожидание вердикта муниципалитета.
Юридические основания перевода
Земельное законодательство в 2004 пополнилось отдельным документом о порядке изменения категорий земельных участков. Новый закон №172 на протяжении времени изменялся и дополнялся.
Последние коррективы были внесены в июле 2017, с введением изменений в порядок регистрации земель и обязательным внесением данных в реестр ЕГРН. Процесс перевода регламентирован и требует тщательной подготовки, в части:
- сбора информации о наделе;
- исследования почв и экспертных оценок их качества на основе балла бонитета;
- возможности рекультивации наделов;
- привязки кадастровой стоимости к средней по муниципальным округам;
- учета градостроительных и иных земельных планов государства.
Бремя подготовки участка к переводу целиком и полностью ложится на заявителя. Пакет документации, которую потребуется собрать расширен. Предполагается, что решения о смене категории на наделы будут более осмысленными и объективными. Собранные сведения должны помешать нарушению экосистем, способствовать повышению качества почвы и в конечном итоге приведут к упорядочению всех существующих в стране земель.
Важно помнить, что гораздо проще перевести земли населенных пунктов в иную категорию, чем сменить категорию сельхозугодий. Обращаться за утверждением проекта изменения следует только в крайних случаях, имеющих правовое обоснование. Ведь даже в законе такая процедура обозначается, как исключительная.
Документы и материалы для перевода
Перевод сельскохозяйственных земель в иную категорию осуществляется на базе ходатайства. Поскольку сельхозугодия включены в их состав, то процедура распространяется и на них. Составить запрос может как собственник, так и законно заинтересованное лицо, получившее от владельца согласие на перевод. Документ составляется в свободной форме.
Сведения, которые должны в нем содержаться:
- Номер надела по кадастру.
- Текущая категория земель и та категория, в которую требуется перевести участок.
- Причина, по которой производится перевод.
- Отсутствие препятствий для осуществления изменения категории надела.
- Реквизиты документов, подтверждающие право собственности на землю.
- Перечень прилагаемых документов.
Если надел имеет обременения или наложены ограничения на его использование, данная информация также должна быть отражена в ходатайстве. Одной из важнейших является причина, определяющая необходимость перевода. Владелец обязан обосновать, зачем требуется изменить категорию надела, и доказать отсутствие правовых препятствий для осуществления данной процедуры.
К ходатайству необходимо приложить:
- копию документов, удостоверяющих личность заявителя или его представителя (паспорт, для представителя – ещё и доверенность);
- копии уставных документов фирмы, заверенные в нотариате и выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для юридических лиц и ИП);
- выписку на надел из ЕГРН;
- кадастровый паспорт надела;
- согласие на перевод, оформленное правообладателем земель;
- заключения экспертиз о состоянии и стоимости земель (отчеты экологов, разрешения от комитета по архитектуре, оценка геологических служб, кадастровых инженеров и т.д.).
Задача владельца, доказать, что участок, после перевода в новую категорию земель не нанесет вреда окружающим, впишется в утвержденные муниципалитетом градостроительные планы, не нарушит инфраструктуру. Заранее собранные сведения о реальной ценности земель позволят избежать отказа, обоснованного особым статусом надела или его принадлежности к охраняемым зонам.
Важно! Если сельхозземли переводятся под ИЖС для дальнейшего строительства, следует не только проверить документы на отсутствие обременений, но и связаться с местными поставщиками услуг, чтобы уточнить, не проходят ли под землей общественные коммуникации. В противном случае юридически надел могут перевести, а построить на нем фактически ничего не разрешат.
Если планируется оформить надел в категорию сельскохозяйственных земель, то необходимо представить проект рекультивации – улучшения качества почв, доведения их до состояния, при котором возможно использование участка по новому назначению.
Составленное ходатайство и собранные документы передаются в муниципалитет, либо в отдел по имущественным отношениям субъекта РФ. Сделать это можно лично, почтовым отправлением или через МФЦ. Кроме того, реализовать запрос можно через электронные каналы связи, например на портале Госуслуг.
Положительное решение будет сопровождаться актом, с указанием:
- новой категории надела;
- причин перевода;
- кадастровых сведений о земле;
- фиксированных границ и площади.
Законодательство отводит на принятие решения до двух месяцев. Порядка двух недель допускается для его оглашения заявителю. Пытаясь предотвратить варварское и потребительское отношение к земельным ресурсам, законодатели пытаются действовать. Реализована программа учета имеющихся в стране земель, введения неиспользуемых территорий в оборот, много внимания уделяется проектам их рекультивации.
С одной стороны это защищает угодья от использования, которое способно нанести вред почвам. С другой – введенные ограничения и излишняя бюрократия мешают развитию проектов, которые могли бы найти применение землям, которые большой ценности с точки зрения сельского хозяйства в реальности не представляют.
О процедуре перевода земли:
Поделитесь в соц.сетях: