Привлечение из-за рубежа займов и кредитов от банков, международных финансовых корпораций, размещение ценных бумаг на международных рынках является обычной государственной практикой. Однако в случае задержки выплат и процентов по указанных источникам финансирования возникает внешний госдолг, к сожалению, стабильно опережающий валютные запасы.
Почему долг называется государственным
Долги называют государственными, поскольку они касаются всех граждан Украины и выплачиваются из бюджета страны. Средства, направленные на их обслуживание, уменьшают расходы. Речь идет о бюджетных статьях, предусматривающих внутренние инвестиции, социальные нужды и решение других проблем. Для большинства стран проблемы, касающиеся внешнего долга, решаются труднее, чем внутреннего.
График: «Внешний долг Украины с 2004 по 2016»
Внешний долг Украины на май 2016 года составил $42,9 млрд. Понять масштаб подобных цифр помогает их сравнение с внутренним валовым продуктом (ВВП). Будучи заместителем министра финансов, Игорь Уманский озвучил цифру ВВП в 1 трлн 537 млрд грн. (2015год).
Эксперты прогнозируют: в 2016 году объем госдолга составит 92% ВВП.
Украина задолжала многим странам. Больше всех (в долларах) Канаде – $319 млн, Германии – $7,6 млн, Соединенным Штатам Америки – свыше $10,4 млн, Японии – свыше $240 млн. Долг Украины перед Россией достиг на октябрь прошлого года $26,3 млрд без учета задолженности украинских предприятий.
РИА сообщает: из трех рабочих – один день украинец работает, чтобы оплатить долг государства.
Кроме того, не оплачены (март 2015) займы в долларах, полученные от Европейского Союза ($1,5 миллиарда), Европейского банка ($536,8 миллиона) и Международного банка, финансирующих реконструкцию и развитие ($4.25 миллиарда), Международного валютного фонда (более $6 миллиардов), Европейского инвестиционного банка ($495 миллиона).
Инфографика Украинского долга на 2015 г.
Как правительство управляет государственным долгом
Правительство в ходе управления долгом Украины решает несколько задач:
- определить потребности государства в займах и кредитах;
- получить займы на условиях, уменьшающих стоимость долга;
- добиться эффективного и целевого использования кредитов;
- определить оптимальную связь между внешними и внутренними займами;
- оценивает риски страны в случае непогашения займа.
Сегодня обслуживание государственного долга Украины недостаточно исследовано. Оно требует глубокого анализа основных тенденций в долговой политике государства.
Поделитесь в соц.сетях: