В главах Земельного кодекса отражена информация о существующих категориях земель по целевому профилю.
Правовые стороны основных шести назначений ясны и понятны:
- земли для ведения сельского хозяйства
- территории городов и поселков
- участки для сохранения особо ценных природных территорий
- земли лесных участков
- земли водоемов
Содержание статьи
Резервная категория
Земли запаса – это седьмая особая категория. С правовых позиций, сущность земель данного направления прописана скудно и неопределенно, их предназначение, в отличие от прочих категорий, не обозначено.
Выделяются земли по следующим формальным признакам:
- принадлежность государственным фондам или местным органам управления;
- отсутствие владельцев у земельных участков;
- запрет к использованию территории до изменения категории или передачи в чье—либо ведение.
Таким образом, фактически, предназначение земель запаса — это почвенная резервация, не обремененная хозяйственной эксплуатацией для нужд человека.
В едином реестре земель РФ пустующие пространства составляют по площади третью часть или 6,4% от общего фонда страны.
Большую часть запаса составляют неосвоенные территории, необжитые районы регионов на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири, Алтайском крае.
В Центральной части РФ земли запаса занимают несущественное место среди прочих категорий, хотя присутствуют во всех субъектах Федерации.
Несмотря на «ничейность» участков, определенные работы геодезического, изыскательского, кадастрового, поискового характера могут проводиться по согласованию с органами управления.
Земельный запас — территория, ожидающая потребностей общества в свободных зонах развития. Границы земель запаса подвижны и меняются в зависимости от переводов участков в иные категории по мере их востребованности, освоения и целевого назначения.
Занимать «свободные», на первый взгляд, земли самостоятельно нельзя. Случайные пользователи, местные жители зачастую самоуправно осваивают территорию.
Если на участке нет капитального строительства, местные власти иногда мирятся с огородами и посадками. На использование земель запаса для сельскохозяйственных целей «закрывают глаза».
Но в случаях возникновения государственных или муниципальных проектов на данных территориях, возмещать убытки нелегалам за их сады и огороды, постройки без правовых оснований местные органы не будут и признают административными нарушениями подобные «земельные захваты».
Соответственно у фактических пользователей не возникает никаких прав собственности на данные земли.
Динамика территории
Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.
Резервные территории увеличиваются благодаря:
- возврату земель по окончании срока использования;
- добровольным отказам освоения территории;
минования надобности использования участков; - изъятию земель за нарушение закона;
- выведенным из хозоборота землям и др.
Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:
- создании целевых фондов;
- предоставлении участков казачьим обществам;
- расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
- о жилищном строительстве;
- организации фермерских хозяйств;
- формировании кооперативов и др.
К запасам не относится
Брошенные собственниками участки не причисляют к землям запаса. Несмотря на беспризорность территорий, права владельцев на них сохраняются до регистрации изменений в документации земельного кадастра.
Только официальный отказ может стать основанием для изменения категории земельного надела.
Консервация земель также не является основанием для отнесения их к запасным землям. Землевладельцы временно исключают из хозяйственного пользования почвы в связи с загрязнением токсичными отходами производств, деградацией угодий.
Отождествление фонда перераспределения с землями запаса тоже ошибочно. В Земельном кодексе указан перечень оснований для создания фонда только из сельскохозяйственных площадей.
Правовое регулирование и правила пользования землями перераспределения связаны с целями защиты и изучения природных богатств.
Замена категорий
Правила замены регулируется ФЗ и осуществляется органами:
- правительства РФ – для участков, являющихся федеральной собственностью;
- исполнительной власти на территории субъектов РФ – для земель сельхоз значения в собственности субъектов хозяйствования или частной собственности;
- местного самоуправления – для земель, являющихся муниципальной собственностью (исключая сельхоз угодья) и частной собственности различным целевым назначением.
Замена предназначения земли в обжитых местах и, наоборот, перевод каких—либо участков в фонд земель заселения и последующей застройки регулируется через размещение границ жилых районов в рамках Земельного кодекса и законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Нехватка земель под строительство жилых объектов является одной из наиболее весомых причин замены категории.
Перевести земли в разряд особых охраняемых объектов допускается в нормативных рамках Земельного кодекса и законов РФ о туристско—рекреационных территориях, специальных экономических зонах и ряда других законодательных документов.
Процедуры замены категорий земель очень длительны и сложны. Только опытные юристы и специалисты, знающие все тонкости и процессуальные нюансы, готовят нужные документы. Окончательное решение выносят государственные органы или местное самоуправление.
Процессуальные особенности замены категории резервных земель
Началом в подготовке пакета документов на замену категории участка земли является составление ходатайства в государственные органы или муниципальное управление.
Заявитель должен предоставить сведения:
- о кадастровом номере земельного участка;
- о категориях земель (настоящей и той, на которую оформляется перевод);
- о причинах изменения категории;
- из ЕГРП о непринадлежности участка кому—либо;
- из Государственного кадастра о включении участка в категорию земель запаса;
- о проведении государственной экологической экспертизы.
Отказ на заявлении о смене категории земли можно получить, если содержание ходатайства или приложенных документов противоречат нормам закона. Заявитель получит акт с отказом, который можно обжаловать в судебном порядке.
В случае положительного решения акт фиксирует решение о присвоении запрашиваемой категории земель.
Документ отражает:
- причины замены категории;
- размеры и рубежи участка;
- кадастровый номер;
- указания на старую и новую категории.
Категория земли запаса подлежит замене по ходатайству через продолжительные и тщательные процедуры. Помощь специалистов существенно ускоряет процесс и дает возможность из заброшенных земель сделать полезный участок для всех.
Какие категории возможны для земель запаса
Законодательство позволяет перевести земли запаса в следующие целевые категории:
- для застройки и размещения населенных пунктов;
- для строительства промышленных объектов, развития производства;
- с целью сохранения ценных природных территорий, например, природных заповедников;
- с целью ведения сельскохозяйственных работ, включая необходимые коммуникации, насаждения, сооружения для переработки продукции, дороги;
- для сохранения лесных и водных фондов.
В России есть большие запасы земель, которые еще предстоит задействовать в хозяйственной жизни и обустраивать на них жизнь новых поколений.
Более подробно о землях разного назначения и их использовании — на видео:
Поделитесь в соц.сетях: