До сих пор не все понимают суть такого явления, как интернет-банкинг. Что это такое и чем он может оказаться полезен? В нынешнее время этим сложным словом обозначают весь спектр технологий дистанционного банковского обслуживания, а также онлайн-доступ к транзакциям и счетам с ПК или со смартфона.
Для осуществления финансовых транзакций через глобальную сеть используется, как правило, стандартный браузер, можно обойтись без установки специального сложного ПО. Ещё одно явное достоинство этой технологии заключается в том, что фактически она доступна для простого потребителя финансовых услуг круглосуточно.
Интернет-банкинг активно используется многими гражданами
Содержание статьи
Какие преимущества даёт интернет-банкинг
Подключив интернет-банкинг, клиент финансовой организации может самостоятельно выполнять следующие операции:
- смотреть выписки;
- получать справочные сведения по финансовым продуктам (вклады, карточки, кредиты и т. д.);
- подавать заявки на кредитование, открывать вклады и т. д.;
- осуществлять переводы на счета того же банка или на счета иных банковских организаций;
- оплачивать некоторые услуги (допустим, кабельное ТВ);
- конвертировать финансы из одной валюты в другую.
Вдобавок к этому, многие крупные и мелкие банки сейчас осваивают такое перспективное онлайн-направление, как предоставление брокерских услуг физлицам (это ещё называют интернет-трейдингом). То есть у физических лиц появляются возможность со своего смартфона или со своего ПК делать инвестиции на валютных или же фондовых рынках.
И в целом спектр онлайн-услуг постоянно расширяется. Одно из сравнительно недавних новшеств — так называемые виртуальные онлайн карты. Например, существует онлайн карта Почта Банк. Что это такое и как это работает? Всё достаточно просто: виртуальная карта не имеет реального физического выражения, но у неё есть все те же реквизиты, что и у пластиковой карточки — номер, дата конца срока действия и CVC-код.
Расплачиваться виртуальной карточкой возможно лишь в Интернете, то есть в онлайн-магазинах.
Прочие особенности интернет-банкинга
Воспользоваться интернет-банкингом клиенту предлагается обычно тогда, когда он впервые обращается в банк, например, чтобы открыть счёт или получить карту. В некоторых случаях, чтобы воспользоваться онлайн-сервисом и войти в него, необходимо написать ещё одно специальное заявление и получить от сотрудника специальный конверт с логином и паролем.
Очевидно, что онлайн-банкинг даёт каждому пользователю возможность экономить своё время, а банковские структуры при этом снижают нагрузку на своих сотрудников и избавляются от длинных очередей. Обратная связь клиента с финансовой организацией становится более эффективной и оперативной, дистанция между ними сокращается. А ещё благодаря интернет-банкингу банк может более дифференцированно подходить к клиентам, предлагать им продукты в соответствии с их индивидуальными запросами.
При помощи интернета можно управлять финансовыми операциями
Высокие технологии и BigData позволяют не только ускорить обработку транзакций и платёжной документации, но и привлечь новых клиентов. К банкам с качественными сервисами удалённого обслуживания современные потребители более лояльны, чем к банкам, где такой сервис не на высоте. В этом аспекте межбанковская конкуренция с каждым годом обостряется, что, безусловно, способствует повышению уровня банковского обслуживания.
Сегодня чуть ли не обязательным атрибутом интернет-банкинга является Личный онлайн-кабинет для контроля и управления вышеперечисленными услугами. Чем понятней и удобней интерфейс этого кабинета, тем лучше. Некоторые банки действительно работают над тем, чтобы разобраться в функционале даже человеку в возрасте было легко.
Подтверждение транзакций посредством одноразовых SMS-паролей — это ещё одна вещь, которая характеризует онлайн-банкинг. Что это за способ подтверждения и насколько он удобен, знает любой, кто хоть раз платил за товары онлайн.
Но этот способ не только удобный, но ещё и безопасный. В данном случае злоумышленник не сможет получить доступ к финансам путём перехвата интернет-трафика. Хотя, конечно, работа над безопасностью со стороны банка не должна ограничиваться только внедрением одноразовых паролей. Она должна обеспечивать чёткую идентификацию взаимодействующих субъектов, качественное шифрование передаваемых данных и шифрование самих каналов передачи. Физические носители информации тоже должны быть защищены.
Безусловно, от пользователя тут тоже требуется определённая бдительность. Не нужно посторонним сообщать свои логины и пароли, доверять личный мобильник, указывать реквизиты собственной банковской карточки. Кроме того, на сайте почти каждого банка выкладывается подробное руководство по работе с онлайн-сервисом, с ним желательно заранее ознакомиться.
Интернет-банкинг за границей
Строго говоря, интернет-банкинг возник ещё в восьмидесятых годах XX столетия — в это десятилетие в Соединённых Штатах была придумана и воплощена технология Home Banking. С её помощью заёмщики и вкладчики получали сведения о своём счёте — нужно было лишь связаться с большим банковским компьютером, воспользовавшись обыкновенным стационарным телефоном.
Сервис доступен на планшетах и смартфонах
Потом у многих пользователей стали появляться свои персональные компьютеры, пускай и достаточно примитивные. Это позволило сделать следующий шаг — в 1994 году в Штатах Стэнфордский кредитный союз предложил услугу денежных переводов онлайн. А в 1995-ом, был организован Security First Network Bank — первый онлайн-банк. К несчастью его владельцев, он довольно быстро разорился — люди ему просто не доверяли, предпочитая более традиционные варианты.
Первым добилась в интернет-банкинге хороших результатов такая организация, как Bank of America. К 2001 году число тех, кто пользовался этой услугой, перевалило за 2 000 000 — это соответствовало примерно 20% от общего числа клиентов названного банка. А осенью того же 2001 года Bank of America взял планку в 3 000 000 финансовых переводов, осуществлённых дистанционно через глобальную сеть. Сумма этих переводов составила один миллиард долларов — банк онлайн как идея доказал свою жизнеспособность.
Онлайн-банкинг в РФ
В нашей стране эта история началась в 1997 году. Тогда Гута-банк (впоследствии эта структура перешла под контроль ВТБ) представил услугу «Телебанк». Она позволяла клиентам управлять своими счетами по телефону — для этого надо было перевести в тональный режим и набирать на клавиатуре те или иные комбинации. В 1998 году Автобанк (до наших времён эта организация не сохранилась — она обанкротилась и у неё отобрали лицензию в 2005-ом) создал первый в РФ интернет-сервис для удалённого управления счетами.
В контексте данной темы стоит упомянуть и такую крупную структуру, как Альфа-банк. Ещё в 2000 году на портале Альфа-банка любой желающий мог заказать банковскую карточку. Потом здесь появились и иные функции. А в 2006 году был запущен полноценный дистанционный сервис для физлиц «Альфа-Клик» (и уже к 2010-му его аудитория превысила 1 000 000 человек). Можно сказать, что именно клиенты Альфа-банка узнали раньше многих других, что такое интернет-банкинг. Сбербанк, к примеру, только в 2008-ом запустил сервис Сбербанк Онлайн, причём сначала им могли воспользоваться только клиенты из Московского региона.
Поделитесь в соц.сетях: