Оборачиваемость находится на первом месте среди показателей коммерческой эффективности предприятия. Есть несколько ее видов, один из них – оборачиваемость дебиторской задолженности. По нормам отчетности в англоязычном представлении данный показатель выглядит как Receivable Turnover. В рамках деятельности предприятия этот параметр можно отнести к категории «Деловой активности». Суть расчета заключается в том, чтобы определить скорость применения тех или иных активов фирмы. На практике формула оборачиваемости дебиторской задолженности позволяет определить, насколько эффективной является коммерческая работа фирмы, и насколько выражена ее деловая активность.

Формула оборачиваемости дебиторской задолженности: детальное определение

Задолженность дебиторского плана (ДЗ) представляет собой совокупность денежных обязательств, которые имеются у физических и юридических лиц, по отношению к анализируемой компании. Например, была оказана услуга по переводу договора с одного языка на другой, а деньги за ее оказание до сих пор не получены. Данная денежная сумма и записывается в общий раздел дебиторской задолженности, которая, кстати, влечет за собой косвенные потери в прибыли компании. Это можно объяснить тем, что фактическая сумма за оказанные услуги на руках пока отсутствует, поэтому она не может быть пущена в оборот.

Традиционно величина задолженности предприятием может быть получена по истечении определенного времени. Но, помимо этого, есть еще и деньги, которые невозможно вернуть. Такая ситуация может формироваться по причине ликвидации или банкротства лица, которое имеет долг перед нами. В связи с этими соображениями предприятие, выступающее в роли временного кредитора, подвергается кредитному риску, заключающемуся в том, что средства могут быть не возвращены. В целях его минимизации важно осуществлять детальную оценку платежеспособности контрагента перед предоставлением кредита.

Формула оборачиваемости дебиторской задолженностиКак рассчитать дебиторскую задолженность

Экономическая суть оборачиваемости ДЗ

Оборачиваемость ДЗ представлена коэффициентом, который в англоязычном варианте обозначается как RTR, что соответственно означает «Receivable turnover Ratio». Посредством расчета данного параметра можно дать полноценную характеристику того, насколько эффективным является взаимодействие между рассматриваемой компанией и ее должниками. Параметр отражает скорость, с которой товары и услуги организации превращаются в деньги и становятся активами. В общем, в динамике этот фактор может дать представление о том, в какую сторону изменяется задолженность, и что должно быть предпринято для предотвращения убытков.

Что касается управления ДЗ, то его ключевая роль заключается в том, чтобы увеличить показатель коэффициента оборачиваемости. Это может быть достигнуто посредством использования двух основных способов:

  • увеличение выручки от реализации;
  • снижение показателя ДЗ за определенный период времени.

Чтобы был получен рациональный эффект, стоит на этапе выдачи кредитования оценить финансовую устойчивость и ликвидность компании. С практической точки зрения стоит рассмотреть 3 направления кредитной политики. Она может быть консервативной, умеренной, агрессивной:

  1. В первом случае наблюдается стремление предприятия обеспечить контроль всех его кредитов для минимизации рисков по кредитным обязательствам.
  2. Во второй ситуации речь идет о том, что организация принимает на себя рисковые факторы среднего уровня.
  3. Если же речь идет об агрессивной политике, компания берет на себя крупные кредитные риски.

Так, можно отметить, что в оборачиваемости фигурирует фактор скорости, с которой происходит погашение кредитных обязательств со стороны контрагентов. То есть характеризуется то, насколько быстро компания получает оплату за реализованные товарные позиции или услуги. Посредством грамотного расчета параметра можно измерить результативность работы компании с клиентами в плане взыскания долга, и оценить общую политику в отношении продаж товаров в кредит.

Сфера применения коэффициента оборачиваемости ДЗ

Данное значение актуально в ситуациях, когда имеется необходимость определения направлений, для повышения рентабельности фирмы. Ключевыми людьми, использующими этот параметр, являются такие сотрудники, как:

  • ген. директор компании;
  • коммерческий специалист;
  • руководящее звено отдела продаж;
  • менеджер по реализации продукции и товаров;
  • служба, ответственная за безопасность коммерческого процесса;
  • юридическая часть.

Формула оборачиваемости дебиторской задолженностиВиды дебиторской задолженности

Формула расчета показателя

Формула коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности имеет следующее внешнее представление.

КОДЗ = ВП / СДЗ.

Параметр ВП в формуле означает выручку от продаж, а СДЗ свидетельствует о сумме, которую имеет дебиторская задолженность. Стоит помнить о том факте, что в знаменателе содержится усредненная сумма. Это говорит о том, что при выполнении расчетных действий необходимо взять дебиторский долг на начало определенного периода времени, сложить его с задолженностью на конец периода, и результат разделить на 2. Согласно данным бухгалтерского баланса и отчетности, можно выделить следующую формулу, по которой производится расчет данного значения.

КОДЗ = 2110 / (1230 НП + 1230 КП) * 0,5

НП – кодовое значение строки, предполагающее начало периода, а КП – конец периода. В качестве этого интервала может выступать месяц, квартал, год. Если рассматривать проведение расчетных операций на основании старой формы бухгалтерского баланса, действовавшей до 2011 года, то формула выглядела так:

КОДЗ = стр. 10 / (стр. 230 + стр. 240) * 0,5.

Обе формулы имеют сходства между собой, изменилось только места размещения данных, требуемых для расчета. В рамках этого равенства все значения понятны, останется только совершить с ними несколько действий и получить готовое значение рассчитанного коэффициента. Это безразмерная величина, хотя иногда для ее исчисления используются проценты.

Период оборота ДЗ

Совместно с рассматриваемым параметром используется еще один ключевой показатель, именуемый периодом оборота. В его значении отображено число дней, которые нужны для того, чтобы дебиторский долг был превращен в денежную величину. Формула оборачиваемости дебиторской задолженности в днях выглядит так:

ПОДЗ = 360 / КОДЗ.

360 в рамках данной формулы – это количество дней в году, иногда может применяться число 365. Экономическая суть этого параметра состоит в том, чтобы определить усредненное число дней, на протяжении которых денежные средства от контрагентов предприятия будут поступать на расчетный счет. Так рассчитывается период оборачиваемости дебиторской задолженности. В качестве основополагающих единиц измерения выступают дни.

Формула оборачиваемости дебиторской задолженностиКак добиться оборачиваемости дебиторской задолженности

Есть ли норма?

Определенного уровня у данного показателя не имеется. Но чем большим является его значение, тем выше скорость денежного оборота между компаниями-партнерами. Если вдруг происходит снижение рассматриваемой величины, можно вести речь о том, что партнеры имеют задержки и просрочки по оплате. Чтобы провести эффективную оценку оборачиваемости этой задолженности, необходимо обеспечить расчет ее значения не только по предприятию, но и по отрасли, а затем сравнить показатели с лидером этой сферы. Данный подход позволит создать кое-какие ориентиры и постоянно совершенствовать результаты коммерческой работы.

Важно знать!

Эффективная коммерческая работа не всегда будет сопровождаться высоким показателем оборачиваемости. Дело в том, что если речь идет о кредитной продаже товара или услуги, ДЗ по остатку будет иметь высокое значение, а сам коэффициент — низкое.

Способы увеличения значения КОДЗ

Оборачиваемость дебиторской задолженности, формула расчета по балансу была рассмотрена ранее, несмотря на отсутствие каких-либо норм и границ, может быть повышена. Есть несколько способов добиться данного результата:

  1. Повышение цен на товары, что приведет к увеличению выручки.
  2. Ограничение контрагентов в сроках на оплату товарных позиций посредством заключения договоров.
  3. Повышение объемов продаж за счет поиска новых покупателей и сбыта большего количества продукции существующим контрагентам.
  4. Совершенствование рекламной политики для привлечения новых платежеспособных клиентов и партнеров.
  5. Отказ от предоставления кредита, работа с клиентами строго по предоплате.

Все эти мероприятия нацелены на то, чтобы значение коэффициента заметно увеличилось, и коэффициент оборачиваемости ДЗ возрос. Если обеспечить грамотный подход к их проведению, можно добиться положительного результата не только в рамках этого показателя, но и деятельности в целом.

Подведение итогов

Средняя оборачиваемость выступает в качестве важнейшего финансового критерия. Именно он позволяет определить эффективность работы компании с контрагентами и сделать определенные выводы касательно партнерских взаимоотношений. Большинство руководящих сотрудников предприятия пользуются этим параметром для совершенствования коммерческой деятельности в целом и для повышения значения показателя. Практика свидетельствует о том, что коэффициент имеет прямую и тесную взаимосвязь с финансовой устойчивостью компании, а также ее ликвидностью. Это может быть объяснено тем, что при высоких показателях деньги за товары получаются предприятием достаточно быстро и оперативно поступают в оборот.